Окончательно убедился, что люди веками боролись за возможность жить именно так, как они хотят. Причем боролись, в основном, с окружением. Враги были не только за горизонтом, а, прежде всего, вокруг.

Раскрою мысль:

- Рай был выдумал людьми определенного характера, как надежда на то, что они хотя бы после смерти отделятся от грубых и невежественных крестьян, окружавших их, что хотя бы после смерти выйдут из говна средневековой жизни;

- Гроб Господень хотели отвоевать, как символ воцарения лучшего бытия, важный носитель образа жизни;

- все религиозные и национальные войны, любое противостояние режимов, весь расизм и шовинизм - все это были попытки защитить свой стиль жизни.



Страх каждого человека за то, что ему не дадут жить, как он хочет, подкреплялся окружающей картиной постепенного саморазрушения мира - и перерастал в массовый. Проще говоря, несмотря на существование понятий "народ" и "нация", каждый человек, который хотел смотреть на мир широко, видел вокруг себя своих же сограждан, которые смотрят на мир узко. Видел людей ограниченных, не заинтересованных ни в чем, кроме еды и дурмана - и это пугало его. Он начинал сомневаться в себе, думая, стоит ли быть таким, какой он есть, если другим наплевать - и бросался в крайность, уходя под знамя некой идеи, которая объединила бы всех, а, следовательно, привлекла бы рядом стоящих потенциальных врагов на его сторону.



Только стоит ли объединять людей внутри государства, натравливая их на людей другого государства, объединенных таким же образом? Может быть, лучще объединиться всем "широко смотрящим" людям, независимо от пола, возраста, расы, вероисповедания и страны обитания?